Пятница, 21.07.2017, 05:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Для родителей

Рекомендации логопеда для родителей
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Методические рекомендации
родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Составил: Ташкинова Н.В.,
учитель - логопед,
МБДОУ – детский сад №225

г. Екатеринбург
2013г.
Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы он был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Для каждого ребенка требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь должны оказать родители.
На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?
Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, своевременно обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты и лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.
Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов и учителей логопедов.
Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.
Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книгу, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.
Разгадывайте вместе кроссворды - это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Составляйте кроссворды вместе с ребенком, но иногда дайте и самостоятельное задание малышу, что включает его в поисковую творческую деятельность. Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества - сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Огромное значение играет артикуляционная гимнастика. Она поможет научить правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционной гимнастики.
"Заборчик".
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
(Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним зубам)
"Лопатка"
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
(Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт) и другие.
Эффективное становление речи детей невозможно без развития мелкой моторики рук. Кроме того, одновременно с артикуляционной гимнастикой по звукопроизношению необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(мыть руки, ритмично потирать ладошки)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(стряхиваем водичку с пальцев рук, пальцы сжать в кулачок, затем выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(вытираем руки, энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем).
Рекомендации родителям:
1. Начинать заниматься с ребенком следует в позитивном состоянии. Расположитесь на диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом. Основная задача для родителей – развитие желания ребенка заниматься.
2. Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не получается.
3. Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.
4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого задания, постепенно увеличивая сложность.
5. Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить
6. заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в следующий раз.
7. Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине дня после сна.
8. Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить весь день, играя, объясняя и рассказывая.
9. Как только вы достигните желаемого результата, переходите к следующему звуку. Получился звук «Ш», переходите к другому звуку, например, «Р» параллельно продолжая отработку звука «Ш». Запомнил ребенок слова по теме «Фрукты», переходите к другой теме, например «Животные».
10. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с изображением. При изучении темы «Овощи» покажите свежие овощи. При изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.
11. Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его, подсказывайте, поддерживайте.
12. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятия дети наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом воспроизводит их. Сначала он, молча, смотрит, потом его губы начнут непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит какой – то звук за вами, и это уже успех.
13. В конце занятия направьте внимание на то, чему научился ваш ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на то, что было не так, что еще не получилось.
14. Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам будет легче учитывать трудности и успехи. Вы будете видеть, что усвоил ребенок, и за какой период времени это произошло.
15. Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.
В семье для ребенка с отклонениями в развитии необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, интересно рассказывать.

Список литературы:
1. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004
3. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.
4. Развитие речи и творчества школьников: Игры, упражнения, конспекты занятий: Методическое пособие /Е.Н.Струнина, М.В.Соловьева; Под ред.О.С. Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера,2004.
5. Л.С. Выготский “ Основные проблемы современной дефектологии”. // М., Труды 2 МГУ, с.14, 20.
Категория: Для родителей | Добавил: Админ (26.11.2013)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]